Мира Садвакасова
Национальный центр тестирования
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Вестник образования, №4, 2016 г.
Система оценки уровня владения казахским языком – КАЗТЕСТ
В статье рассматривается роль системы оценки уровня владения казахским языком – КАЗТЕСТ в реализации задач Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы.
Задача по совершенствованию и стандартизации методологии обучения казахскому языку является одним из приоритетных направлений Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. В целях выполнения данной задачи Национальным центром тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан в течение 5 лет проводится комплекс мероприятий, включающих оценку уровня владения государственным языком гражданами в Республике Казахстан, а также обеспечение процедуры обучения и оценки нормативно-правовой, учебно-методической литературой.
Изначально в 2009 году в целях реализации задач по обеспечению функционирования государственного языка в качестве языка государственного управления и совершенствованию нормативной правовой базы, обозначенных в Государственной программе функционирования и развития языков на 2001-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 года № 550 были разработаны государственные стандарты Республики Казахстан, определяющие требования к коммуникативным языковым компетенциям владения казахским языком.
В 2006 году по поручению Премьер-Министра Республики Казахстан была создана система оценки уровня владения казахским языком – КАЗТЕСТ как единый механизм процедуры оценки владения государственным языком. С момента создания КАЗТЕСТ, далее после утверждения Концепции развития и внедрения системы КАЗТЕСТ постановлением Правительства Республики Казахстан № 835 от 11 сентября 2008 года возникла необходимость в формировании единого нормативного документа, стандартизирующего содержание обучение казахскому языку взрослого населения во всей республике. Необходимо отметить, что такого документа ранее не было, на тот момент существовали государственные стандарты образования, охватывающие определенные ступени образования. В 2008 году была создана рабочая группа по разработке государственных стандартов, определяющих требования к коммуникативным языковым компетенциям владения казахским языком, в которую вошли специалисты языкознания и ученые филологи, имеющие опыт в создании такого рода нормативных учебно-методических документов.
Можно перечислить несколько факторов, которые обуславливали разработку государственных стандартов Республики Казахстан:
1. В региональных центрах обучения государственному языку обучение строиться по разным программам по принципу «кто на что горазд».
2. Нет документа, в котором четко прописано количество часов на каждый уровень обучения.
3. Обучение ведется по учебникам, представляющих академическую грамматику казахского языка, где идет зубрежка правил типа «Зат есім – это ...».
4. Обучение не продвигается дальше специфических звуков казахского языка, слушатель курсов начальной группы обучения (бастауыш топ) сидит в данной группе по 10-15 лет.
Все эти факторы послужили предпосылками для формирования единого нормативного документа, стандартизирующего содержание обучения казахскому языку взрослого населения. В содержание стандартов вошли требования по всем видам речевой деятельности: аудирование, лексико-грамматическая структура казахского языка, чтение, письмо, говорение; перечень речевых интенций обучаемых; количество часов на обучение. Система КАЗТЕСТ охватывает пять уровней владения государственным языком, по характеристике и содержанию соответствующих Европейской системе уровней владения иностранным языком. Учитывая специфику уровней, каждый уровень был представлен как отдельный стандарт. Также было принято решение об утверждении данных стандартов как государственных стандартов Республики Казахстан в Комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан как компетентном органе в области стандартизации. В результате приказом Председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 647-од были утверждены следующие стандарты:
СТ РК 1926-2009 - «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Общее владение. Элементарный уровень».
СТ РК 1928-2009 - «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Общее владение. Базовый уровень».
СТ РК 1929-2009 - «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Общее владение. Средний уровень».
СТ РК 1925-2009 - «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Общее владение. Уровень выше среднего».
СТ РК 1927-2009 - «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Общее владение. Высокий уровень».
С января 2010 года государственные стандарты вступили в силу, ими были обеспечены центральные исполнительные органы и все государственные центры обучения казахскому языку. После внедрения данных стандартов региональные центры обучения стали применять их в учебном процессе, точнее построили учебные программы в соответствии со стандартами. Эффект был следующим:
- обучение было развернуто в сторону функционального аспекта формирования речевых навыков по видам речевой деятельности;
- учебные программы были стандартизированы по всей республике;
- определено четкое количество часов на каждый уровень;
- поставлены требования к каждому виду речевой деятельности по уровням;
- определены речевые интенции обучаемых по каждому уровню.
Указом Президента Республики Казахстан от 18 апреля 2011 года № 63 данная программа утратила силу и новым Указом от 29 июня 2011 года № 110 утверждена Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. Текущий год относится ко второму этапу реализации Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы, одной из основных задач которой является совершенствование и стандартизация методологии обучения государственному языку.
К сожалению, в некоторых школах с не казахским языком обучения до сих пор ведутся уроки языкознания по академической грамматике, тогда как во всем мире признали эффективность обучения по разным видам речевой деятельности, таким как аудирование, чтение, письмо, говорение в комплексе. В итоге ученик школы, изучая предмет казахский язык более пяти лет, на выпуске не может элементарно рассказать о себе, где он живет, о своей семье, школе, на какую специальность хочет поступать, чем обусловлен его выбор и т.д. По цепной реакции студент высшего учебного заведения также безуспешно изучает казахский два семестра и с радостью забывает про него на долгие годы. Далее выпускник университета идет устраиваться на работу и так формируется целое поколение русскоговорящих казахов.
Система КАЗТЕСТ оценивает именно коммуникативные навыки владения казахским языком, необходимые в повседневной жизни и направляет обучение в контролируемое русло. Ведь, когда внедрен механизм оценки, это будет, в первую очередь, отражаться на процедуре обучения. Изначальной и истинной целью создания системы КАЗТЕСТ было расширение сферы употребления государственного языка гражданами в Республике Казахстан. В этой связи хотелось бы выделить контингент людей, которым в первую очередь необходимо тестирование по системе КАЗТЕСТ:
1. Сотрудники, которые не могут самостоятельно без помощи переводчика или редактора составить исходящее письмо либо написать ответ на входящее.
2. Сотрудники, которые в коллективе, на рабочем месте в устной речи употребляют иные языки, кроме государственного.
3. Слушатели курсов начальной группы обучения казахскому языку.
4. Сотрудники, прошедшие тестирование по системе КАЗТЕСТ и набравшие баллы уровней А1 и А2.
Роль КАЗТЕСТ в реализации задач Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы заключается в формировании единого и полноценного учебно-методического комплекса для обучения казахскому языку, включающего и измерительные материалы. Основным нормативным документом в данном комплексе являются государственные стандарты Республики Казахстан. От них исходят все остальные обучающие и измерительные материалы. В частности, в соответствии со стандартами была разработана типовая программа для обучения казахскому языку как второму, в которой подробно изложен учебный материал каждого уровня. Преподавателю остается только подготовить рабочую учебную программу на основе типовой программы с учетом контингента обучаемых. Также были сформированы лексические минимумы, представляющие собой слова и словосочетания по лексическим темам на трех языках: казахском, русском и английском. Впервые было определено количество лексических единиц, необходимых для владения казахским языком на определенном уровне. Для определения тем по грамматике казахского языка разработан грамматический минимум, также есть его электронная версия. Разработаны учебники для обучения казахскому языку по пяти уровням, представляющие обучение по всем видам речевой деятельности в комплексе, то есть соответствующие государственным стандартам и типовой программе. Разработаны также учебно-методические «Тіл – құрал» по пяти уровням, предназначенные для подготовки к КАЗТЕСТ. Внедрена компьютерная программа для определения уровня владения казахским языком в виде диагностического тестирования. Данный комплекс был разработан в 2011-2012 годы по заказу и поддержке Комитета по языкам Министерства культуры Республики Казахстан.
С момента создания системы КАЗТЕСТ (2006 год) по настоящий момент ежегодно проводится тестирование граждан на определение и оценку уровня владения государственным языком. Контингентом тестируемых являются государственные служащие, сотрудники сферы образования, медицины, обслуживания населения, военнослужащие, претенденты международных программ и научных стажировок, сотрудники негосударственных организаций. В целом на данный момент протестировано свыше 145 тысяч человек. Цель диагностического тестирования на определение уровня владения казахским языком – правильное разделение на группы обучения казахскому языку. Вторым этапом проводится итоговая оценка уровня владения языком по окончании обучения на определенном уровне путем сертификационного тестирования. Сертификационное тестирование было введено в 2013 году. При обучении языку и подготовке к экзамену КАЗТЕСТ сейчас по всей республике применяется учебно-методический комплекс, разработанный Национальным центром тестирования.
В 2014 году в соответствии с требованиями процедуры утверждения государственных стандартов содержание стандартов было пересмотрено, внесены изменения и проведено несколько независимых экспертиз. В новом варианте более полно раскрыто содержание требований языковой компетенции в функциональном аспекте с учетом требований повседневной практики преподавания казахского языка, а также произведено четкое разграничение речевых интенций и тем по грамматике казахского языка по уровням. В Приложении Б приведен рекомендуемый перечень профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями. Настал момент, когда в обществе возник вопрос: «А кто на каком уровне должен знать государственный язык?». На этот вопрос ответа не было, хотя в 23-й статье Закона Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан» прописано, что «перечень профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями, устанавливается законами Республики Казахстан». Такой перечень был сформирован РГКП «Национальный центр тестирования» Министерства образования и науки Республики Казахстан, отправлен на рассмотрение и согласование во все центральные, местные исполнительные органы, получены положительные отзывы. Данный перечень представлен в Приложении Б и приведен как «Рекомендуемый перечень профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями» с целью определения траектории и ожидаемых результатов обучения. Перечень в будущем в связи с глобализацией претерпит немалые изменения, дополнительно будут включены новые специальности. К сроку переиздания все изменения будут подготовлены и согласованы со всеми сферами.
Для сбора отзывов проекты национальных стандартов в 2015 году были направлены на рассмотрение в 100 государственных и негосударственных организаций. Получены отзывы от 77 организаций, в состав которых вошли все центральные исполнительные органы, государственные учреждения, государственные и негосударственные центры обучения государственному языку, высшие учебные заведения, национальная палата предпринимателей и т.д. Данные национальные стандарты СТ РК 1926-2015, СТ РК 1928-2015, СТ РК 1929-2015, СТ РК 1925-2015, СТ РК 1927-2015 будут изданы в 2016 году и введены в действие с января 2017 года.
Пользователями национальных стандартов будут являться:
- центральные исполнительные органы;
- местные исполнительные органы;
- государственные учреждения;
- центры обучения государственному языку;
- высшие учебные заведения;
- национальные компании;
- акционерные общества;
- негосударственные предприятия;
- товарищества с ограниченной ответственностью;
- и все заинтересованные граждане в Республике Казахстан.
Таким образом, при внедрении национальных стандартов прогнозируется стандартизация методологии обучения государственному языку взрослого населения и, как следствие, увеличение доли взрослого населения, владеющего государственным языком в определенном объеме.
Список литературы:
1. Государственная программа функционирования и развития языков на 2001-2010 годы (утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 года № 550).
2. Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы (утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110).
3. Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан», 23-я статья (утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 151).