Размер шрифта: A A A Цвет сайта Ц Ц Ц Стандартная версия
20.08.2013

Чтобы овладеть языком, надо открыть ему свое сердце...


Мира.jpgМира Газизовна Садвакасова 
заведующий научно-методической лабораторией 
по организации тестирования Управления по развитию 
государственного языка Национального центра тестирования МОН РК
 

Чтобы овладеть языком, надо открыть ему свое сердце... Раньше было принято говорить, что для изучения казахского языка нет учебников, пособий, хорошей литературы.
Сейчас говорят, что много методик, технологий, книг, упражнений, а толку нету. На самом деле если у человека есть искреннее желание выучить любой язык, найдутся и книги и подходящие методики и соответствующая литература. Сейчас не нужно открывать Америку в этой сфере, есть учебники, справочники, пособия, тесты, оценивающие знание языка. Мы все говорим о том, что теперь необходим стимул для изучения, востребованность на рабочем месте, при вступлении в должность и т.д. Но изучение второго языка будет более эффективным, если это делается осознанно, с искренним желанием. В своем выступлении Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана сказал слова, заставляющие задуматься каждого: «...чтобы овладеть языком, надо открыть ему свое сердце. Запретами и грубым принуждением тут ничего не добьешься».
В настоящее время сформирована методика обучения языку как иностранному или как второму языку в соответствии с европейским опытом референтности языка. По определению «второй язык – это любой язык, который был освоен после первого (или родного языка). Это может быть специально изученный иностранный язык или ещё один язык, усвоение которого происходит в многоязычной среде без специального обучения. Возможны случаи, когда первый освоенный язык может более не являться языком, доминирующим в общении или предпочитаемым».
Не для кого не секрет, что казахский и для многих казахов сейчас является вторым языком. Поэтому для тех, чье сердце открыто для казахского, хотелось бы привести информацию о том, что в Казахстане на сегодня существует типовой учебно-методический комплекс для обучения казахскому языку, соответствующий методике обучения языку как иностранному или как второму языку. Он разработан Национальным центром тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан в рамках государственного заказа Комитета по языкам Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
Центрам обучения государственному языку, которые хотят эффективно построить процесс обучения и объективно оценивать уровень владения языком, целесообразно иметь такой комплекс в наличии. Преподаватели, которые годами терялись в выборе множества методик, технологий, учебников и пособий приобрели целостный механизм, который дает четкий алгоритм обучения и включает процедуру независимой оценки.
Типовой учебно-методический комплекс включает следующие структурные компоненты:
1) Государственные стандарты Республики Казахстан «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком» по пяти уровням: СТ РК 1926-2009, СТ РК 1928-2009, СТ РК 1929-2009, СТ РК 1925-2009, СТ РК 1927-2009;
2) Типовая программа для обучения казахскому языку (на основе методики обучения казахскому языку как иностранному или как второму языку), соответствующая государственным стандартам;
3) Грамматический справочник казахского языка;
4) Тематические лексические минимумы владения казахским языком;
5) Учебники для обучения казахскому языку по пяти уровням;
6) Тестовые задания, предназначенные для оценки уровня владения казахским языком;
7) Учебно-методическое пособие «Тіл – құрал» по пяти уровням;
8) Компьютерная программа «Интерактивное пробное тестирование по оценке уровня владения казахским языком».
гос стандарт.jpg
Любой процесс обучения или оценки знания определенного предмета подразумевает нормативный документ, регламентирующий этот процесс. В нашем случае таковым документом являются государственные стандарты Республики Казахстан, определяющие требования к коммуникативным языковым компетенциям владения казахским языком. 
Государственный стандарт – это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ обучения, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки обучающихся, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Говоря более простым языком, в данных стандартах есть то, что человек должен знать и уметь на определенном уровне. Процесс обучения и процедура оценки знания языка должны быть ориентированы на перечень знаний, умений и навыков, имеющихся в данных стандартах.
Тип программа.jpgНесколько десятилетий подряд региональные центры обучения государственному языку и индивидуальные преподаватели обучали казахский язык не системно, не было единой по республике программы обучения. Сегодня же введена в действие типовая программа обучения казахскому языку на основе методики обучения казахскому языку как иностранному или как второму языку. Это позволило систематизировать процесс обучения во всей республике, а также дало возможность объединить интеллектуальный потенциал преподавателей из разных регионов при подаче какой-либо темы, создания своего рода негласного форума единомышленников, когда обсуждаются наиболее эффективные приемы, трудности, встречающиеся при подаче определенного учебного материала. В программе определено количество часов, конкретное содержание обучения, речевые интенции, приведены примеры по каждой теме.
ЛМ.jpgВ качестве следующего шага для предоставлении возможности изучения языка для всех желающих сформированы лексические минимумы – минимальный фонд слов и словосочетаний, достаточных для каждого уровня владения казахским языком. Здесь также учтен международный опыт, исходя из заключения, что для высокого уровня достаточно 5000 слов и словосочетаний, для элементарного уровня определено достаточным 800 слов. Лексический минимум базового уровня включает 1783 единиц, на среднем – 2229, уровне выше среднего – 3954 единиц, на высоком уровне – 5060 единиц. 
Туыстык.jpgЦенность лексических минимумов в том, что он дан на трех языках: казахский, русский, английский. Удобен он тем, что слова и словосочетания систематизированы по частям речи, а также лексическим темам. По каждому уровню предложены познавательные пословицы и поговорки, имеющие аналоги в русской и английской речи. 
ГА.jpgВ целях доступного в коммуникативном плане изложения грамматики казахского языка было решено разработать пособие по грамматике казахского языка на основе таких учебных пособий, как Macmillan, Raymond Murphy (издательство Кэмбридж), Headway и т.д., так как в них грамматика английского языка преподносится очень доступным и легким для усвоения языком. 
ГА2.jpgГрамматический справочник предназначен для формирования умения пользователя языка производя отбор слов, связывать слова в словосочетания, верно применяя лексический и грамматический минимумы в зависимости от речевых ситуаций в соответствии с уровнем. Основная цель грамматического справочника для обучения казахскому языку – формирование у обучающегося минимального фонда, охватывающего грамматическую структуру казахского языка. Содержание построено по принципу «здесь и сейчас». Пособие красочно иллюстрировано, приведены рисунки, фотографии, что привлекает внимание читателя.
Учебник.jpgОчевидно, что пользование учебником, направленным на коммуникацию, соблюдающим принцип концентричности при переходе с одного уровня на другой, отвечающим требованиям системной подачи языкового материала по всем видам речевой деятельности, дает положительные результаты. С этой целью разработан учебник, который был бы принят как единый учебник в Казахстане для обучения государственному языку.
Учебник для обучения казахскому языку по уровням владения казахским языком разделен на уроки по темам, соответствующим Государственным стандартам и темам типовой программы. Словарный запас, который использован при разработке учебника соответствуетУчебник2.jpg минимальному фонду слов и словосочетаний уровней владения казахским языком.
Учебник ярко иллюстрирован и отвечает требованиям современности. Приложение в виде компакт-диска содержит аудиоматериалы. Методика обучения по данным учебникам отличается от существующих методик тем, что основной упор сделан на функциональный аспект обучения казахскому языку. 
ТЗ.jpgПроцесс обучения всегда должен быть ориентирован на результат, поэтому так как результатом обучения должно являться освоение казахского языка, то оценить эффективность обучения можно объективной формой контроля – тестированием. Таким образом, тесты системы КАЗТЕСТ, предназначенные для оценки языковых компетенций уместны и эффективны, так как соответствуют Государственным стандартам и лексическим минимумам.
Для объективной оценки уровня владения казахским языком сформирован фонд заданий с ключами по видам речевой деятельности, таким как аудирование, чтение, письмо, лексико-грамматическая структура языка. Тестовые задания проходят экспертизу, производится корректировка заданий, проводится апробация среди различных целевых групп. Тест состоит из 150 заданий: 30 заданий блока Аудирование, 70 заданий лексико-грамматического блока, 50 заданий по блоку Чтение. Задания в варианте теста располагаются по принципу «от простого к сложному».
Тил курал.jpgВ ответ на вопрос «Как подготовиться к КАЗТЕСТ?» разработано учебно-методическое пособие «Тіл – құрал». В учебном пособии представлен тестовый материал по таким видам речевой деятельности как аудирование, чтение, письмо и лексико-грамматическая структура языка.
Эффективность учебно-методического пособия состоит в том, что в нем представлен анализ, подробный разбор имеющихся в базе видов тестовых заданий, методика определения правильного варианта ответа, коды правильных ответов, упражнения, тексты, а также иные дополнительные материалы, необходимые для подготовки к экзамену.
Тил курал2.jpg

В соответствии с требованиями современного общества разработано программное обеспечение интерактивного тестирования для оценки уровня владения казахским языком. ИПТ.jpgПрограммное обеспечение дает возможность использовать персональный компьютер как в локальном так и в сетевом режиме. Обучающийся имеет возможность на своем рабочем месте в свободное время проходить тестирование и повышать свой уровень владения казахским языком. Предусмотрена возможность повторного обновления базы тестовых заданий. Информационное обеспечение является автоматизированным рабочим местом пользователя языка для проверки своего уровня знания. 
Вышеперечисленные структурные составляющие типового учебно-методического комплекса, соединив в себе воедино элементы обучения и оценки, представляют собой единую систему, обеспечивающую полномерный и комплексный подход в обучении государственному языку.

Литература:
1. Государственные стандарты РК «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком»: СТ РК 1926-2009, СТ РК 1928-2009, СТ РК 1929-2009, СТ РК 1925-2009, СТ РК 1927-2009 (утверждены приказом № 647-од от 30.12.2009 Председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан).
2. Типовая программа для обучения казахскому языку (на основе методики обучения казахскому языку как иностранному или как второму языку), Астана. 2012 – 52 стр.
3. Грамматический справочник казахского языка, вспомогательное пособие, Астана: Национальный центр тестирования, 2012 – 308 стр.
4. Тематические лексические минимумы владения казахским языком по пяти уровням// Астана: Национальный центр тестирования, 2011;
5. Учебники для обучения казахскому языку по пяти уровням, Астана: Национальный центр тестирования, 2012;
6. Учебно-методическое пособие «Тіл – құрал» по пяти уровням// Для подготовки к экзамену по оценки уровня владения казахским языком способом тестирования// Астана: Национальный центр тестирования, 2011;
7. Программное обеспечение «Интерактивное пробное тестирование по оценке уровня владения казахским языком». Астана: Национальный центр тестирования, 2011.



"БІЛІМ КІЛТІ - КЛЮЧ ЗНАНИЙ"
Республиканский научно-методический
педагогический журнал 
№8(62) август 2013

Возврат к списку

Информационные материалы

Информационные материалы

Онлайн-тестирование

Информационные материалы

Компьютерное тестирование по системе КАЗТЕСТ

Download

Организации и партнеры

Контакты

Адрес:

проспект Победы, 67, 3 этаж, кабинет 15

Телефон / факс:
  • +7 (7172) 51 83 10
  • +7 (7172) 51 83 06
  • +7 (7172) 27 92 19
  • +7 (7172) 27 92 18
Электронная почта:

info@kazakhtest.kz

Наверх