Размер шрифта: A A A Цвет сайта Ц Ц Ц Стандартная версия
Прошел традиционный семинар КАЗТЕСТ


1 тилеп кобыз1.jpg

В Астане во Дворце Тлеп Кобыз завершена работа традиционного семинара КАЗТЕСТ. Цель семинаров, которые проходят ежегодно – это повышение квалификации языковых специалистов и экспертов КАЗТЕСТ, создавая площадку обмена опытом, обмена научными, методическими мнениями в сфере методики обучения иноязычных граждан казахскому языку и оценки языковых знаний. Учеными, методистами ежегодно публикуются разные методики и в свет появляются новые книги. Однако, среди них эффективных в изучении языка, удобных и таких, каких хотелось бы увидеть по пальцам пересчитать. Тем не менее, поиск и новаторские идеи не останавливаются и их продолжение – это закон жизнедеятельности.


Так как основной целью является создание благоприятных условий для тех, кто по объективным причинам не овладел государственным – казахским языком или кто изучает язык с искренным желанием говорить на языке своей страны, система КАЗТЕСТ вот уже несколько лет проявляет себя в этой сфере. В 2016 году отечественной системе оценки уровня владения казахским языком, похожим на общепризнанные механизмы во всем мире, предназначенных для оценки языковых знаний таких, как TOEFL исполнилось 10 лет. И немало выполненных работ к юбилейному десятилетию. В результате десятилетней практики была основана система КАЗТЕСТ и сформирована позиция так, как может подросток, которому исполнилось 10 лет проявить свою точку зрения и в качестве какого специалиста хочет увидеть себя в будущем. У системы сформирована своя позиция в сфере методологии обучения казахскому языку и оценки языковых знаний.


2.JPG

Определена концепция развития и внедрения системы КАЗТЕСТ и в соответствии с научными основами проходят ступени развития. Труды рабочей группы по развитию системы КАЗТЕСТ, состоящей из более 150 ученых, приносит свои плоды. Впервые были разработаны стандарты, определяющие требования по уровням владения казахским языком, которые в свою очередь систематизируют методики обучения и оценку языковых знаний. Определен алгоритм разработки тестовых заданий только на основе нормативного документа, который характеризирует особенности заданий. Установлена стратегия заданий, в которой описывается для формирования какого навыка оказывает влияние данное задание в процессе говорения на казахском языке. На каждом этапе формирования тестового задания нарисована траектория проведения пробных тестирований и экспертиз, т.е. установлен сценарий для разного случая ответов на задание во время тестирований.


Вообще, для того, чтобы человек заговорил на одном языке, он должен сначала понимать услышанное слово, речь, уметь понимать прочитанный материал, уметь писать некоторые предложения на том языке и только потом начинает говорить на языке. Вот этот процесс в языкознаний разделен на отдельные части: Слушание (понимание услышанных слов, реплик), Чтение (понимание прочитанных материалов), Письмо (письменная речь), Говорение (умение говорить).


И закономерно, что блоки КАЗТЕСТ также называются. В течении десятилетней практики сформированы более 150 000 тестовых заданий. Установлена возможность оценки уровня владения казахским языком любого гражданина нашего общества несмотря на их социальной группы и возраста.


Сначала в 2008 году при отборе претендентов международной образовательной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» была внедрена система КАЗТЕСТ как механизм определения знания государственного языка. В 2013 году система внедрена и для кандидатов на вакантные места высокого ранга государственной службы корпуса «А». Каждым годом растет количество организаций, предприятий и сферы деятельности, которые внедряют систему КАЗТЕСТ.


3.JPG

Перед тем, как пройти фактическое тестирование, изучающий язык проходит пробное тестирование и пытается правильно ответит на задания, для чего хочет удостовериться своей готовности. Пытается найти способы правильно ответить на каждое задание. Это свою очередь приводить овладению казахским языком, т.е. это сплошь методика. Поэтому вокруг заданий КАЗТЕСТ для подготовки к ним разработана единая методика.


Книги для подготовки к тестам, учебники, лексические и грамматические минимумы, компьютерные программы формируют единую методику. Основной документ методики – это государственные стандарты, определяющие требования к знаниям казахского языка. Программа уровневых курсов, основанная на стандартах, учебники и тестовые задания дополняют друг друга.


Мотивом семинара нынешнего года являлся новые издания этих стандартов и учебников. Утверждение в статусе национальных стандартов с внесенными изменениями и дополнениями с практики предыдущих лет еще раз доказывает жизнеспособность данных стандартов. В свою очередь, типовая программа является идеальным пособием для методистов казахского языка и преподавателей. В программе изложена система языковых материалов в соответствии с уровнями казахского языка.


Содержание учебников, предназначенных для Элементарного (А1) и Базового (А2) уровней полностью удовлетворяют потребность изучающего казахский язык. Доказательством тому, что мы так говорим, является то, что после первого издания в 2012 году, все региональные центры по обучению казахскому языку массово начали пользоваться данными учебниками. Идея внесения изменений и дополнений в данные книги возникли в результате непосредственных применений в практике. Потребность изучающих казахский язык, проявлены расспросами о книгах, наводят справку и применением на практике.


4.JPG

В первый день семинара изложена особенность национальных стандартов, их различие от предыдущего издания. В этой связи профессор Зейнехан Сейтхановна Кузекова демонстрировала для каждого стандарта разбивку языковых единиц по уровням, единство лексических тем с точки зрения функциональных аспектов языка. По просьбе слушателей о практических применениях теоретических материалов, приведены серия упражнений и подборка примеров для практики.


Работа семинара второго дня началась с обзоров действующих типовых программ для обучения казахскому языку. Профессор Айман Мырзалиевна Алдаш исходя из своей практики акцентирует внимание на роль и важность типовых программ для преподавателя. Никто не отрицает слабость и неудобность действующих типовых программ, подготовленных для людей, которые хотят изучить казахский язык и говорить на нем.


Особенно выделяется, что впервые разработанная типовая программа 2012 года была направлена на реализацию задачи по стандартизации и систематизации методологии обучения казахскому языку, поставленная Государственной программой развития и функционирования языков. В те годы не только центры обучения языку и профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений увидев типовую программу, проявили особенный интерес. Однако, в связи с различием программы в сфере образования, они не могли пользоваться данной программой. Обучение ведется по старой, не эффективной методике, изучением академической грамматики казахского языка, что дает малый эффект. Тем не менее, в свой научный багаж каждый преподаватель мог себе найти полезное.


Содержание типовой программы второго издания отличается тем, что языковые материалы разделены по уровням владения казахским языком. Определена необходимость подачи языковых материалов каждого уровня для того, чтобы удовлетворять коммуникативные потребности изучающих язык в зависимости от интенций и ситуаций. Профессором дана возможные пути разработки рабочих, авторских и других программ, основанных на типовой программе.


5.JPG

Третий день семинара началась со знакомства рабочей группой по разработке учебников уровня А1 и А2. Автор книги Айдар Калайбердиевич Балабеков продолжил теоретический материал предыдущих дней практическими занятиями. Сначала поделился данными о практике разработки общеизвестных учебников изучения английскому языку, их коэффициентах эффективности. На основе разработки казахстанских учебников лежат данные книги.


Практические занятия, которые очень близки слушателям по професии, продолжились в очень интересном темпе и с удивлениями. Изложены новые темы, которые были добавлены в новом издании, их суть по формированию навыков, особенности упражнений и заданий. Приведены доказательства о том, что данные задания «реально работают». Задания для работы в группе, паре, приведены в реальном времени. Приведены статистические данные из своей практики в разных обстоятельствах, которые складываются для роли преподавателя, обычное действие изучающего язык.


Слушатели поблагодарили авторов и оранизаторов трехдневнего семинара. С точки зрения слушателя каждому ученому довели их значимость в данной сфере. Предложена провести такие занятия в регионах страны.

Участинками единогласно внесены следующие предложения для развития системы КАЗТЕСТ:

1.       Подготовить к второму изданию учебники уровней В1 и В2 по поддержке Комитета по развитию языков и общественно-политической работы;

2.       Обеспечить всех региональных центров обучения казахскому языку учебниками уровней А1 и А2 нового издания;

3.       В режиме онлайн провести мастер-классы по новым урокам учебников А1 и А2 нового издания;

4.       Разместить видеозанятия в интернет ресурсах;

5.       Пригласить в качестве слушателй таких семинаров и представителей частных центров обучения языку;

6.     Создать ассоциацию центров обучения государственному языку.

 


6.JPG

Выражаем искреннюю благодарность руководству Национального центра тестирования за поддержку в организации работы семинара. Уверены, что работы по методической поддержке рабочей группы по развитию системы КАЗТЕСТ принесут свои плоды. В этой связи выражаем искреннюю благодарность и всем ученым, методистам, преподавателям, специалистам по языку, ответственным специалистам по развитию языков в исполнительных органах, членам рабочей группы, кто вносит свою лепту в развитии отечественной молодой системы, которая только-только постепенно внедряется в применении.


Фотогалерея




Возврат к списку

Информационные материалы

Информационные материалы

Компьютерное тестирование по системе КАЗТЕСТ

Download

Контакты

Адрес:

проспект Победы, 60

Телефон / факс:
  • +7 (7172) 51 83 10
  • +7 (7172) 51 83 06
  • +7 (7172) 27 92 19
  • +7 (7172) 27 92 18
Электронная почта:

test@kazakhtest.kz

Наверх