Лексический минимум соответствующий уровням владения казахским языком
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом содержания обучения, это исходный и необходимый строительный материал речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Для достижения положительных результатов наряду с обучением необходимо осуществлять оценку уровня владения языком. Такого рода механизмом оценки уровня владения государственным языком в Республике Казахстан является система КАЗТЕСТ.
Как и в мировой практике оценки языковых знаний отечественная система КАЗТЕСТ предполагает оценку коммуникативных компетенций тестируемого. Это система оценки уровня владения казахским языком граждан Республики Казахстан и иностранных граждан, осуществляющих различные виды деятельности на территории Республики Казахстан. Методическая база отечественой системы основана на государственных стандартах Республики Казахстан, определяющих требования к коммуникативным компетенциям владения казахским языком*.
На практике обучение языку в обязательном порядке сопровождается изучением лексических минимумов. Лексический минимум способствует увеличению словарного запаса, формированию активного и пассивного словарного фонда. Предлагаемый лексический минимум представляет собой минимальное множество слов и словосочетаний, соответствующих требованиям каждого уровня владения казахским языком: элементарного, базового, среднего, уровня выше среднего, высокого. Минимум направлен на самостоятельное изучение казахского языка и оценку уровня владения казахским языком. Минимум был составлен в соответствии с принципами мировых и европейских стандартов обучения иностранному языку, а также с учетом общественно-социальных особенностей Республики Казахстан. На элементарном уровне лексика составляет ... единиц, на базовом – около ..., на среднем – , на уровне выше среднего – ... единиц, на высоком уровне – ... единиц. Целью отбора лексических единиц является анализ и систематизация активного словарного фонда, употребляемого в письме и речи. В этой связи определяется следующая задача: граждане, изучающие язык, должны уметь рассуждать, высказываться, уметь группировать слова и словосочетания по темам, содержанию и сфере употребления, а также правильно употреблять языковые единицы.
___________________________________________________
* 1. СТ РК 1926-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Элементарный уровень. Общее владение».
2. СТ РК 1928-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Базовый уровень. Общее владение».
3. СТ РК 1929-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Средний уровень. Общее владение».
4. СТ РК 1925-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Уровень выше среднего. Общее владение».
5. СТ РК 1927-2009 «Коммуникативные языковые компетенции владения казахским языком. Высокий уровень. Общее владение».
Минимумы каждого уровня основываются на следующих главных принципах. Это принцип системности, принцип преемственности, развивающий принцип, принцип коммуникации, принцип результативности.
Системный лексический минимум должен способствовать формированию у обучающегося навыка правильного употребления слов и словосочетаний казахского языка, умения связывать слова и словосочетания, правильно употреблять лексические единицы в соответствии с ситуациями общения. В данный труд включены активные слова на разнообразную тематику и лексика, связанная с окружающей жизнью. Минимумы составлены по лексическим ступеням и выделены в смысловые и тематические группы. Содержание всех ступеней взаимосвязано между собой в определенной последовательности. Первая ступень представлена тремя частями речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Вторая ступень - это имена числительные, местоимения, наречия. Третья ступень - союзы, междометия. Отдельно выделены пословицы и поговорки казахского народа и соответствующие им эквиваленты в русской и английской речи. Разделение лексических единиц по частям речи облегчает употребление слов в предложении, так как каждая часть речи выполняет определенную функцию в предложении. С целью эффективного обучения слова каждой части речи разделены на смысловые группы и блоки. Блоки состоят из слов, тесно связанных между собой по смыслу.
Лексический минимум элементарного уровня является первой ступенью изучения языка. Слова данного уровня основаны на ситуациях повседневной жизни. На данном уровне обучающийся должен овладеть разговорным языковым материалом, употребляемым в повседневном быту.
Лексический минимум базового уровня предусматривает правильное употребление слов в речевой коммуникации, подобранных в соответствии с речевой ситуацией и окружающей жизнью.
Лексика среднего уровня направлена на правильное употребление стилистических единиц речевой ситуации и окружающей жизни в соответствии с литературными нормами.
Лексический минимум уровня выше среднего предусматривает правильное употребление активных слов и словосочетаний, подобранных из различных речевых ситуаций и социальной жизни в литературном стиле.
Лексический минимум высокого уровня направлен на свободное овладение лексическими единицами, относящимся к различным социальным сферам жизни, а также на грамотное употребление их в литературном, научном и профессионально-ориентированном стиле. Слова и словосочетания по мере возрастания уровня дополняются с учетом принципа градуальности.
Лексический минимум предназначен для изучающих казахский язык как второй, казахский язык как иностранный; для подготовки к экзамену по системе КАЗТЕСТ, для преподавателей, авторов учебных пособий, исследователей и ученых, соискателей и студентов, а также для широкого круга читателей.
проспект Победы, 60
test@kazakhtest.kz